Игра
"РИФМЫ"
Взрослый произносит слова, близкие по звучанию, например кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово, а ребёнок сам подбирает к нему другие слова, близкие по звучанию и следит за тем, чтобы правильно подбирал слова, произносил их внятно, чисто, громко.
Игра
"ПОЙМАЙ ЗВУК В ЛАДОШИ"
Взрослый произносит любые слова и предлагает ребёнку хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит в слове нужный звук, например звук "Ш".Примерные слова: сани, шуба, диван, каштан, Саша.
Выделяемые звуки ребенком: "С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р" (чаще всего проблемные у детей дошкольного возраста)
Игра
"СЛОВА"
Родитель первый называет слово, например ЛИМОН. Далее, ребенок определяет (самостоятельно или с помощью взрослого) последний звук в слове - это звук "Н" и подбирает слово, которое начинается с этого звука НОСКИ. Таким образом, игра продолжается дальше ...
Например: лимон - носки - игла - ананас - сок ...
Варианты игр со звуками.
- «Хлопни, если услышишь в слове звук [А]» (выделяем звук голосом, «нажимаем» на него). Начинать надо с гласных звуков, затем – сонорные [М], [Н], [Р].
- «Три слова» Я произнесу 3 слова, а ты назови звук, который встречается во всех этих словах (утка, уши, ужин). Вначале звук выделяется из начала слова, затем – из конца (кино, пальто, окно), далее – из середины (сыр, дым, мыло).
- «Путешествие по комнате» Побеждает тот, кто найдёт больше предметов, обозначаемых словами с определённым звуком. (В другом варианте этой игры у каждого играющего по 4 фишки определенного цвета. Найдя предмет, обозначаемый словом с оговоренным звуком, играющий кладет фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки). В конце игры – проверка. Взрослому можно иногда специально допустить ошибку, чтобы ребёнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него.
- «Поймай словечко в ладошки» (составить слово из отдельно названных звуков). Называть согласные звуки без призвуков гласных (Д,О,М – дом)!
- «Звуки перепутались» (вариант предыдущей игры, но звуки даются в нарушенной последовательности Д,М,О – дом).
- «Волшебники» (заменяя один звук в слове, превращаем одно слово в другое: СОК –ТОК - ТОМ - ДОМ - КОМ - СОМ - СОН - СОК - СУК - ТУК - ТАК - РАК -МАК…). Другой вариант этой игры – образовывать новые слова с помощью добавления согласного звука: АНЯ - САНЯ, ВАНЯ, ДАНЯ, МАНЯ, ТАНЯ.
- «Найди слово, которое спряталось в других словах»
1) Составить слово из первых звуков слов: ШАПКА, АВТОБУС, РАК - ШАР
2) Составить слово из последних звуков слов: КОМАР, ТРАВА, СОК - РАК
3) Составить слово из третьих звуков слов: КУСТ, КРОТ, КУКЛА - СОК
Играть можно с картинками или без наглядной основы.
- «Цепочка слов» (придумать слово на последний звук предыдущего слова). Для речевых игр с дошкольниками подбирайте такие слова, в которых написание не расходится с произнесением. Помните, например, что звонкие согласные звуки в конце слов оглушаются: МОРОЗ, ЗУБ.
- «Лишнее слово» (из четырёх произнесённых слов выбрать то, которое отличается от остальных:
НОРА, НОРА, ПОРА, НОРА
КОЛОС, КОЛОС, КОЛОС, ВОЛОС
КОСА, КОЗА, КОСА, КОСА
КОТ, ГОД, КОТ, КОТ
МЁД, МЁД, ЛЁД, МЁД
ДУДОЧКА, УДОЧКА, ДУДОЧКА, ДУДОЧКА
С помощью этих и подобных занимательных игр со словом можно достичь удивительных результатов: они побуждают ребёнка думать, рассуждать, искать и пробуждают интерес к познавательной деятельности, а это – основа обучения!
Игра
"КТО БОЛЬШЕ?"
Сначала нужно определить тему игры. Например - "Животные". Родитель и ребенок по-очереди называют название животного. Кто последний - тот и выиграл.
В эту игру можно играть везде, количество игроков от 2 до 5 (если больше - дошкольнику будет сложно запоминать названия животных, чтобы не повторяться).
Темы: "Овощи и фрукты", "Животные", "Птицы", "Транспорт", " Одежда, обувь и головные уборы", "Мебель", "Посуда"
"Речевая разминка"
Уважаемые родители и дети! Предлагаю Вам, принять участие в речевой разминке. Отвечайте на вопросы быстро, но правильно!
Вопросы:
Опасная часть коровы. Что это?
Какой день недели был вчера?
Сколько яблок на березе?
Кем (чем) они были раньше? Цыпленок-..., лошадь-..., корова-..., дуб-..., рыба-..., лед - ..., мужчина-...
Желтые, красные, осенние...Что это?
Стоят два барана. Один смотрит направо, другой налево. Видят ли они друг друга? Объясни
Назови пять имен мальчиков, начинающихся со звука "а"
Скажи наоборот: большой-..., сытый-..., громкий-..., злой-..., холодный-..., плохой-...
Прошла зима. Наступила ... А до зимы ...
У зверя лапа, а у человека?
Задание: проговори, но не спеши!
ол, ол, ол — Павел помыл пол
op, op, op — Егор несет топор
ол, ол, ол — Павел забил гол
ор, ор, ор — бор, а в бору мухомор
ил ил ил - густой ил на реке Нил
ир ир ир – будет пир на весь мир
ел ел ел – веник пол подмел
ер ер ер – дует порывистый ветер
ро, ла, ро, ла — у Ромы новая пила
лу, pa, лу, pa — за горой еще лучше гора
ра, ло,ра, ло — в красной комнате тепло
лу, ро, лу, ро — на лугу гусиное перо
ро, лу, ро, лу – Ромка любит пастилу
лу, ру лу ру – на лужайке скачет кенгуру
ра, алка, ра, алка — у Раи острая палка
кла, арка, кла, арка — у Клавы красивая марка
лу, орка, лу, орка – в лесу лубяная горка
ры, илка, ры, илка – у Киры кошка Милка
ирка ирка ирка - Слава затеял стирку
Поделиться